История в фотографиях."Черная чарка".

      В течение столетий матросы британского королевского флота выстраивались на палубе около полудня в ожидании адмиралтейской чарки. Но в 1970 году этой традиции пришел конец.

     31 июля 1970 года, в день, который вошел в историю флота под названием День черной чарки, в последний раз матросы следили, как солнце прошло над ноком реи и выдача рома перестала быть частью морских традиций.

     Последнюю чарку подняли в честь королевы, после чего сосуды бросили за борт. Моряки надели в тот день траурные черные повязки, а в одном из центров подготовки были организованы торжественные похороны, когда за черным гробом шествовали барабанщики и флейтист.

    "Это была настоящая смена эпохи, чертовски болезненная, - рассказывает коммандер Дэвид Оллсоп, который впервые попробовал чарку с ромом в 1955 году, еще когда был рядовым матросом. - Люди встретили ее в штыки. Матросы были очень этим недовольны".

    Адмиралтейство пошло на отмену ежедневной выдачи рома в силу опасений, что матросы под воздействием спиртного не смогут на должном уровне управлять все более сложными системами вооружения и навигации.

    Но к 1970 году этот ритуал полуденной выдачи боцманом восьмой части пинты (70 мл) рома, который разбавлялся водой для рядовых матросов, превратился скорее в повод для отдыха и общения.

    "В мое время это была возможность пообщаться с друзьями в тихую минуту, - рассказывает коммандер Оллсоп. - Можно было угостить своей чаркой друга в знак благодарности за оказанную услугу".

    Однако далеко не всегда эта флотская традиция выглядела так мирно. До конца XVII века морякам ежедневно выдавалось пиво, которое было легче сохранить в бочках, чем пресную воду.

    Но с расширением Британской Империи пива требовалось все больше - рацион составлял 8 пинт (4,5 литра) на человека в день. Кроме того, в жаркую погоду и в тропиках пиво легко скисало, и в дальние походы брать его было бесполезно.

    Постепенно янтарный напиток стали заменять вином, а в 1655 году, когда Британия отобрала Ямайку у Испании, роль морского снадобья окончательно отошла к рому.

    Удивительно, но до 1740 года рацион выдачи рома составлял по одной пинте дважды в день (пинта равна 568 мл). При этом в те времена отсутствовали способы определения крепости спиртных напитков, поэтому трудно сказать, насколько крепким был этот ром.

    Сами моряки проверяли выдаваемый ром на крепость, смешивая его с порохом и поджигая; считалось, что смесь загорается при крепости не менее 57,15%.

    Понятно, что потребление столь крепкого напитка в таких количествах не могло пройти безнаказанным. В 1740 году адмирал Эдвард Вернон, известный под прозвищем Старый Грог (по названию ткани грограм, из которой шились в то время морские камзолы, - по-русски она также называется фай) издал свой печально знаменитый указ.

    "Зловредный обычай матросов распивать ромовую пайку немедленно после выдачи ведет к множеству роковых последствий в рассуждении их морального уровня и здоровья, - говорится в этом историческом документе. - Это ведет к укорочению их века, а кроме того, к притуплению их рационального мышления и превращению в рабов своих низменных страстей".

    Адмирал повелел разбавлять ром подслащенной водой в пропорции две пинты воды на полпинты рома. Получившийся коктейль назвали прозвищем флотоводца - и так появился напиток грог.

    Как рассказывает историк доктор Питер ван дер Мерве из Национального морского музея в Гринвиче, даже эти меры не привели к прекращению массового алкоголизма на флоте, несмотря на то, что вплоть до конца XIX века за пьянство наказывали плетьми.

    "Тогдашние моряки жили в условиях, которые сейчас представляются нам невыносимыми, - говорит историк. - Часто единственным их утешением был грог. Нам трудно представить, что выносили эти люди. Они принадлежали к особому племени. Они по-другому говорили, по-другому ходили, одевались не как все. Да и телосложение у них было бычьим. Они знали, что за пьянство положено наказание в виде порки, но это не могло их остановить".

    Однако было бы неправильным делать вывод о том, что в течение столетий британский флот находился в руках полупьяных моряков, говорит ван дер Мерве. По его словам, "если все на борту пьяны, то такому кораблю был уготован путь на дно".

Комментарии