Всемирное наследие UNESCO.Кафедральный собор в городе Амьен,Франция.

      Амьен - главный город Пикардии (эта историческая область расположена на северо-западе Франции). Амьен, безусловно, интересен и сам по себе, но все же главной целью путешественников, посещающих этот город, является находящийся в самом его центре Нотр-Дам д'Амьен - самый крупный готический собор Франции. Размеры собора действительно впечатляют: длина - 145 м, максимальная ширина - 59 м, высота сводов центрального нефа - около 42 м, а общая площадь сооружения составляет 7800 кв. м.








      Строительство этого истинного шедевра готической архитектуры началось в начале XIII в., после того, как в 1218 г., из-за удара молнии, погиб в пожаре ранее находившийся на этом месте собор романской архитектуры. Уже в 1220 г., при епископе Арну де ля Пьере (впоследствии он был похоронен в центральной капелле собора), был заложен первый камень в основание храма. Проектировщиками и руководителями строительства Амьенского собора были: Робер де Люзарш, а потом Том де Кормон и его сын Рено де Кормон. Интересно заметить, что за основу был взят видоизмененный проект собора в Шартре, а строительство Нотр-Дам д'Амьен велось практически одновременно со строительством знаменитого Реймского собора. И хоть первоначальный план строительства оказался выполненным не полностью (так, башни собора должны были быть шире и значительно выше тех, что мы видим сейчас), без преувеличения можно сказать, Нотр-Дам д'Амьен стал настоящим архитектурным шедевром. Впоследствии Амьенский собор достраивался: в XIV в. велось сооружение шатра над южной башней, а северная башня была закончена лишь в начале XV в.






      Как уже отмечалось выше, Нотр-Дам д'Амьен поражает прежде всего своими размерами. Интересный факт: огромный собор мог вместить все население города Амьена, которое в то время составляло около 10 тыс. человек!!!
      Нотр-Дам д'Амьен впечатляет не только грандиозными размерами, но и своей красотой. Благодаря удачно найденным архитектурным решениям собор кажется устремленным ввысь, стройный башенный шатер фонаря над средокрестием подчеркивает высоту всей готической конструкции.
      Амьенский собор прекрасен со всех сторон. Его фасады отличаются удивительно гармоничным сочетанием скульптуры и архитектуры. Совершенно очевидно, что над внешним украшением собора трудилось множество мастеров-каменотесов, а руководил работами талантливейший скульптор. И вот теперь взору прихожан и туристов открывается впечатляющая картина - фасады собора, украшенные скульптурами и барельефами со сценами из Ветхого завета и из жизни горожан во времена средневековья: 4500 отлично выполненных фигур - цифра впечатляющая!
      В скульптурном оформлении трех фасадов можно явно выделить три основные темы: Страшный суд, Дева Мария, а также картины из жизни Св. Фирмена - первого епископа города, после канонизации ставшего покровителем Амьена.









      Одной из самых знаменитых скульптур является расположенная со стороны южного фасада "Золотая Мадонна" (XIII в.). Изначально она была позолочена, за что, собственно, и получила такое название. Установлено также, что скульптуры, украшающие центральный фасад, выполнены в 1224-1230 гг..
      А вот внутреннее убранство собора, напротив, отличается скромностью и неприхотливостью. В храме даже отсутствуют традиционные витражи, при этом чуть ли не единственными его украшениями являются опоясывающая рельефная гирлянда, а также уходящая вглубь стройная 18-метровая колоннада. Зато все это создает удивительный эффект легкости, простора, храм словно пронизан светом.
      Впрочем, ранее Амьенский собор внутри выглядел немного иначе. Традиционные окна-розы, а также 12-метровые стрельчатые окна были застеклены разноцветными витражами, от этого высокие своды казались затененными и немного таинственными. Освещение менялось в зависимости от времени суток. А вот алтарь, хорошо освещенный высокими окнами апсиды, неизменно оставался самой светлой частью внутри храма. Поистине достойно восхищения мастерство проектировщиков и строителей Амьенского собора, их умение так необычно распределить потоки света, создав при этом удивительную, возвышенную атмосферу внутри храма, непременно благотворно сказывающуюся на настроении молящихся.






      Нотр-Дам д'Амьен - выдающееся произведение готического искусства, по своей значимости не уступающее собору Нотр-Дам в Париже, знаменитому Кельнскому собору, соборам в Шартре и Реймсе, а также Вестминстерскому аббатству в Англии. Недаром в 1981 г. ЮНЕСКО взяло Амьенский собор под свою охрану, как памятник культуры мирового значения.
      Именно здесь, в Амьенском соборе, хранится священная христианская реликвия - Глава Иоанна Крестителя, которая, как считается, после взятия Константинополя в 1204 г. "промыслом Божиим" оказалась в Амьене. Собственно, именно ради нее и строился Нотр-Дам д'Амьен. Говорят, что появление и пребывание великой христианской святыни в Амьене, столице Пикардии, ознаменовалось целым рядом чудес.





      Глава Иоанна Крестителя хранится в Амьенском соборе до сих пор. Не так давно гуппа французских ученых провела независимую экспертизу, подтвердив еще раз подлинность святыни. Так, исследование показало, что сохранившаяся часть черепа принадлежит человеку, родившемуся в Палестине в I-II вв. След на голове оставлен острым предметом (по-видимому, кинжалом), а это как раз соответствует церковному преданию о том, как Иродиада, получив главу Иоанна Крестителя, в ярости ударила ее ножом.
      Неудивительно, что 7 июля, в праздник Рождества Иоанна Крестителя, в Кафедральном соборе Амьена собираются тысячи прихожан.

Комментарии