Замок Даннотар,Великобритания.

      Замок Даннотар был одним из самых неприступных замков Шотландии, но не за счет толстых стен, а благодаря тому, что стоит он на вершине высокого утеса и почти полностью окружен водами Северного моря. Попасть внутрь можно было лишь через ворота, зажатые в расщелине скалы.
      Все, кто к ним приближался, хорошо просматривались сверху, поэтому при необходимости защитники замка могли легко дать отпор неприятелю. Со стороны моря Даннотар надежно защищали отвесные стены утеса.


 





      Место, где располагается замок, было обитаемо еще со времен Пиктов (5000 лет до н.э. – 700 г.н.э.), хотя точная дата неизвестна. Значимость этого места для Пиктов проистекает из их религии, которая, как предполагают, была близка друидизму, и почитала мужественность, женственность и духи природы. Место, где стоит замок, и окружающая местность имеют ярко выраженную женскую природу и символику, которая отображается в образе «зеленой дамы». Дух зеленой дамы был замечен в пивоварне замка. Говорят, что она ищет своих «пропавших детей», коими являются Пикты, которые обратились в христианскую веру, приблизительно в 5 веке н.э.







      Об этом свидетельствует название замка — слово dun присутствовало во многих древних языках Британии и в переводе означало «форт» или «город». В Анналах Ольстера (так называется средневековая хроника Ирландии) есть запись за 681 год, кратко сообщающая об осаде крепости Dun Foither. Считается, что речь идет о Даннотаре, а осаждал  не сохранившийся до нашего времени форт король пиктов Бруйд III в одном из своих завоевательных набегов.
      В других ранних хрониках Даннотар упоминается еще дважды: как место сражения между Дональдом II и викингами (900), во время которого король был убит, и в рассказе о большом походе на Шотландию короля Англии Этельстана (934).









      В 1276 году на вершине утеса была построена церковь — на развалинах старого храма, по легенде основанного св. Нинианом, епископом-миссионером, в V веке обращавшим в христианство племена пиктов и бриттов. Считается, что в конце XIII века ее предал огню вместе с укрывшимися внутри солдатами-англичанами Уильям Уоллес, национальный герой и борец за независимость Шотландии. Через 300 лет на том месте была построена новая, уже третья церковь.











      В 1336 году король Англии Эдуард III захватил Даннотар и отправил туда каменщиков и плотников, собираясь восстановить замок, но шотландцы отбили его и разрушили все, что король успел там построить. Позднее Даннотар перешел в собственность семьи Китов, графов Маршал, которые и воздвигли тот замок, развалины которого сохранились до нашего времени. Киты были достаточно влиятельным родом. Уильям Кит, 4-й граф Маршал, состоял в охране Марии Стюарт во времена ее малолетства, а затем был членом ее личного совета. Известно, что королева дважды гостила в Даннотаре — в 1562 и 1564 годах. Также в 1580 году в замке побывал ее сын, король Яков VI.
      Через девять лет он отправил Джорджа Кита, 5-го графа, с посольством в Данию, дабы тот вел переговоры о его браке с пятнадцатилетней принцессой Анной Датской. Примерно в то же время Киты перестроили замок, превратив мрачную средневековую крепость в пышный дворец.
      Титул Маршалов, как и фамилия Стюартов, произошел от должности, которую Киты занимали при дворе начиная с XII века и передавали сыновьям по наследству. К военному делу она отношения не имела. Маршалы несли ответственность за жизнь короля во время посещения парламента, отвечали за организацию различных церемоний и за сохранность королевских регалий.






      Королевские регалии Шотландии — корона, меч и скипетр.
      Корона монархов Шотландии выполнена из золота и украшена драгоценными камнями и шотландским жемчугом. Когда и кем она была изготовлена достоверно неизвестно. В 1540 году корона была переделана эдинбургским ювелиром Джоном Мосманом по заказу короля Якова V (были добавлены вставки из бархата и опушка из меха горностая). Скипетр Шотландии — дар папы Александра VI королю Якову IV (1494) — выполнен из позолоченного серебра и украшен христианскими символами, изображениями святых и Девы Марии. Меч работы итальянских мастеров также попал в Шотландию из Ватикана — в 1507 году папа Юлий II подарил его Якову IV.
      Возможность с честью выполнить последнюю обязанность предоставилась Китам в середине XVII века, во время вторжения Кромвеля. В тот же период в Шотландию прибыл Карл II, сын казненного Кромвелем Карла I. Не теряя надежды занять престол, в январе 1650 года он короновался в Сконе. Армия Кромвеля между тем активно продвигалась вглубь страны, разгромив шотландцев в битве при Данбаре и захватив Эдинбург.
      В 1651 году англичане оказались у стен Даннотара с целью захватить королевские регалии и личные бумаги короля, которые хранились там после визита Карла II. Гарнизон из 70 человек оборонялся долгих восемь месяцев, но затем на подмогу англичанам прибыла артиллерия, и после десятидневного обстрела замок пал. Однако ни регалий, ни документов внутри не оказалось. К тому времени их уже вынесли из Даннотара через тайный ход и спрятали в церкви близлежащей деревни Киннлеф. Там они пролежали 11 лет, а после реставрации монархии вернулись на свое прежнее место в Эдинбургский замок, где и находятся по сей день.


      В Даннотар было не только сложно попасть, из него было так же трудно выбраться. В 1685 году в сыром и тесном подвале замке, позднее получившем название Свод Вигов (Whig’s Vault), пробыли два месяца в заключении 167 мужчин и женщин, противников Якова II. Некоторые из них погибли от голода, другие впоследствии были отправлены на работы в Вест-Индию, и лишь единицам удалось бежать. Позднее, в 1689 году в замке почти год удерживались четырнадцать якобитов, а в 1715 году хозяин Даннотара сам был обвинен в измене за участие в якобитском восстании. Его титул был заморожен, а владения отошли короне.
      Через несколько лет Даннотар был продан Йоркской строительной компании, которая скупала земельные владения в Шотландии, отобранные правительством у якобитов, после чего от замка остались только голые стены. В 1925 году Даннотар купила виконтесса Кодре (ее муж стоял у истоков компании Pearson PLC, которая владеет издательским домом Penguin Group и газетой Financial Times), и замок до сих пор остается в собственности ее потомков.

Комментарии